50 магических секретов Дали

Здесь я привожу иллюстрации Сальвадора Дали к книге "Алиса в стране чудес"
В последнее время я очень много читаю. Здесь я иногда пишу о самых запомнившихся книгах, а многие оставляю без внимания. И не так давно нашла книгу Сальвадора Дали, в которой он делится своими секретами живописи.
Книга немного сумасшедшая:) Пересказывать книги - плохое занятие, но я не могу удержаться, чтобы не процитировать некоторые моменты
Конечно, полезные советы есть, но во время чтения я больше забавлялась. Ну нельзя всерьез воспринимать совет спать с ключом в руке, есть морских ежей, выловленных непременно в новолуние и медитировать с использованием  глаз зубатки.
Это "сумасшествие", и что-то в этом есть.


"Вы должны знать, что, согласно эстетике Дали, тюльпан ужасен рядом с целлулоидом; что сардины, если они крупные, отдают банальностью; что из всех живых существ самой восхитительной формой обладает краб и что форма его более всего напоминает луковицу. Если отлитую из серебра луковицу положить рядом с крабом, эффект превзойдет все ожидания, ибо ничто так не тянется друг к другу, как серебро и краб. Да будет вам также известно, что сочетание апельсина с салатом-латуком противоестественно и что уродство это перед грозой усиливается. Я поделился моими мыслями, чтобы подтолкнуть вас к самостоятельным открытиям, а также для того, чтобы вы научились разбираться в космических сложностях окружающего нас мира."

"Люди всегда пытались объяснять сновидения, даже пробовали управлять ими, но еще никому не приходило в голову с помощью сна направлять художественное творчество — процесс, который происходит в состоянии бодрствования."



У Дали была своя теория о том, что вокруг себя должен созерцать настоящий художник, чтобы развивать свой глаз, тропические цветы, по его мнению, это зло, а созерцание Атлантического океана вообще убивает желание писать. А вот, что он думал о русских художниках:) У меня это вызывает улыбку и негодование...

"В России, несмотря на ее огромную территорию и на то, что народ этот обладает выраженным художественным темпераментом — вспомните русских писателей и композиторов! — никогда не было великих художников. Не было, нет и не может быть! Объясняется этот поразительный феномен в первую очередь снегом, хотя есть и другие, не столь очевидные причины. Ни в одной стране со снежными зимами никогда не было хороших художников, поскольку снег — злейший враг сетчатки. Снег — это отрицание любой визуальной культуры; его белизна слепит, именно поэтому краски на картинах русских художников имеют фиолетовый оттенок, они искажены избытком анилиновой кислоты, которая является ядом для глаза и ума. Вот почему нет худших колористов, чем русские художники."

Дали утверждает, что настоящий шедевр можно написать всего за 6 дней

"...подсчеты самого разного толка, основанные на технике живописи, убедили меня, что работа над по-настоящему великим полотном может и должна быть завершена за шесть дней. После этого картину можно отделывать до бесконечности, но по истечении указанного срока полотно в общих чертах завершено, и вышло оно таким, каким ему предназначено быть. Один лишний день работы не только совершенно не нужен — он является тревожным признаком того, что шедевр не состоялся."

Да, подобные мысли действительно кажутся правдивыми:

"Любой художник, с каким бы вниманием он ни относился ко всяким мелочам и деталям, встав у мольберта в восемь утра, к часу дня закончит писать небосвод. Даю вам час на обед и три четверти часа на то, чтобы прийти в себя после «сна с ключом в руке»; разрешаю вам и полчаса любви — короче говоря, я хочу, чтобы вы снова стояли у мольберта за работой в три часа пополудни. И уверяю вас, если за пять с половиной часов вы не успеете написать пейзаж, если вы не справитесь с этим и к половине девятого вечера, когда придет время ужинать, значит, вы вовсе не такой гений, каковым себя мните, и картине вашей не суждено стать шедевром, как вы мечтаете."

К чему я это? А к тому, что мои работы иногда затягиваются до бесконечности. Мой преподаватель шутит, что у него скорее поседеют волосы и вырастет борода, прежде чем я принесу выполненные дома работы. Ну да, это не шедевры...
Еще интересный секрет Дали - перед началом работы непременно необходимо хорошо выспаться:

"Прежде чем взяться за картину, замысел которой овладел вашей душой и кажется вам грандиозным; за картину, на которую вы готовы положить все свои способности, вам следует поспать, забывшись глубоким сном. Он совершенно необходим, иначе вы рискуете приступить к работе преждевременно; к тому же из-за нетерпения и нервного напряжения можно, образно говоря, приступить к делу с левой ноги, а хуже этого на первом этапе ничего нет: ведь если работа не заладится с самого начала, то сколько ни прилагай усилий, они никогда не приведут к хорошему результату.
Известно, что от первых положенных мазков зависит, какими окажутся последние; другими словами, от того, как вы взялись за дело, зависит его исход и более того — судьба картины. Итак, долгий, глубокий и спокойный сон совершенно необходим, чтобы вы были хладнокровны, физически и душевно находились в форме, — без этого у вас недостанет сил встретиться лицом к лицу с грозной белизной девственно непорочного полотна будущей картины, которой, когда все труды останутся позади и будет нанесен последний мазок, суждено стать бессмертной. Более того, вы должны понимать: именно во сне, когда кажется, что вы бездействуете и совсем не думаете о замысле, который готовитесь воплотить, именно тогда в глубине вашего существа подспудно разрешается большая часть самых сложных и тонких технических проблем, которые вам было бы не по плечу решить сознательно. Пробудившись от этого бесценного, предшествующего работе сна, вы ощутите, как все внутри сладострастно потягивается и выходит из оцепенения, готовясь к непорочному зачатию девственно непорочного полотна. Тогда, не боясь преувеличений, можете сказать себе, что главное — работа над картиной во сне — уже позади!
Монтень — снова он! — приводит длинный перечень историй из жизни императоров, знаменитых философов и полководцев, которые до — а порой и во время — самых решающих моментов крепко засыпали. К названным Монтенем знаменитостям можно добавить Наполеона, являющего собой, пожалуй, самый яркий пример; Жоффра, который заснул в самый разгар сражения при Марне; Гитлера, страдавшего стойкой бессонницей, но засыпавшего в переломные минуты; обычно такого деятельного Дали, которого охватила необоримая сонливость в разгар суеты, связанной с постановкой его первого балета в «Метрополитен-опера», и так далее — примеры можно приводить долго. Табличка со словами: «Поэт работает», которую Сен-Поль Ру, ложась спать, вешал с наружной стороны своей двери, кажется мне вполне подходящей и для живописца: ведь нетерпеливое желание зачать произведение снедает художника настолько, что кажется, будто каждая косточка фаланг пальца превращается в ручку кисти. Художник чувствует, как прорастают сквозь них барсучьи волоски, вызывая неодолимый нетерпеливый зуд; как дремлющая в нем, но сдерживаемая, безумная тяга к самовыражению вдруг пробуждается и прорывается сквозь поры кожи на поверхность — так бабочка разрывает оболочку куколки, чтобы покрыть разноцветными крылышками картину, рождению которой ничто больше не в силах противостоять — ни хорошее, ни дурное."

Лучшими домашними животными художника являются пауки:

"Но для начала наловите обезьян, попугаев, собак и кошек; эти животные создадут вокруг вас невообразимый беспорядок и грязь, и вы намучаетесь с ними, придется то и дело убирать в мастерской, пребывая в постоянном беспокойстве из-за того, что один быстрый взмах грязного хвоста смажет ангельскую улыбку, выписанную с таким тщанием любимой кистью из волоса выдры. В довершение всего постоянное соседство этих животных будет нагонять на вас тоску, даже если вам необыкновенно повезет и звери окажутся спокойными. Когда вы ощутите себя во власти вдохновения, присутствие собаки с ее слезливой чувствительностью обязательно будет раздражать вас, никак не соответствуя холодной ясности вашего ума, без которой немыслима творческая личность. Зато соседство паука, мыслящего так же трезво и жестко, как вы сами, доставит вам лишь удовольствие; только пауку дано понять числовые соотношения, определяющие линии напряжения вашего позвоночника, в ту минуту, когда вы склоняетесь над мольбертом. Поэтому — никаких собак, а для пауков двери вашей мастерской всегда открыты! Паук для художника — все равно что добрая фея, а его паутина — нить Ариадны, которая укажет вам путь из полного опасностей лабиринта вашей мастерской.
Поэтому научитесь делать самый простой и незамысловатый паукариум и наберитесь терпения: скоро я расскажу вам не только о пользе этих нехитрых приспособлений, но и о том, каким образом они могут стать источником неожиданного удовольствия. Даю вам слово, что паукариумы не только заставят вас пускать слюну, но и плакать!
Для строительства паукариума лучше всего возьмите небольшую ветку оливы, согните ее в круг — по возможности правильной формы. При этом четыре-пять листиков должны торчать наружу, чтобы пауку было где гулять. Укрепите этот круг на оси из пихты; основание оси должно быть достаточно прочным: ведь на нем держится вся конструкция. Под кругом поместите сделанную из молодой пихты коробочку в форме правильного куба; в ней должны бьггь два отверстия — одно наверху, а другое на боковой плоскости. В этой коробочке паук устроит себе гнездо. Внутрь положите немного слегка подсушенной на солнце земли. Поскольку пауку очень полезен янтарь — а художнику еще больше! — всегда держите маленький янтарный шарик наверху коробочки. Он понадобится вам, чтобы «намагничивать» кончик палочки, с помощью которой вы станете, если можно так выразиться, «дрессировать» вашего паука. На кончике этой же палочки вы будете протягивать ему пищу — мух, которые всегда должны бьггь приготовлены про запас и сложены кучкой рядом с янтарным шариком, так как между янтарем и дохлыми мухами немало общего.

Научившись строить паукариум, вы должны научиться им пользоваться; но не думайте, будто достаточно одного паукариума — каждому художнику хорошо бы иметь в своей мастерской по меньшей мере сорок паукариумов. Однако можно обойтись и десятью, в крайнем случае, пятью. Надеюсь, что вы сделали пять паукариумов и каждый из них украшен тончайшей, прекрасно сотканной паутиной.Если удалось добиться главного — ваш паук сплел паутину именно внутри окружности из оливковой ветви, можете считать, что паукариум готов. Не сразу удастся загнать паука на сделанный вами круг — тут и пригодится палочка! — пока он привыкнет и решится сплести паутину внутри окружности. После этого в ней обязательно запутаются несколько мух; так будет происходить постоянно, поэтому теперь паук уже не уйдет — во всяком случае, надолго. Уходя, он будет всегда возвращаться, и именно тогда, когда вы этого меньше всего ждете."

Зачем нужен паукариум?

"Мастерская ваша расположена неподалеку от тех мест, где вы появились на свет, и природа тут — если вы хороший художник — изумительно красива, поэтому выбрать объект своей любви вам будет довольно легко. Вот как вы должны вести себя, найдя место, которое приворожит вас навсегда. Вы должны научиться, после того как вам стукнет двадцать, постоянно испытывать чувство влюбленности. Пусть любовь ваша будет бесконечной и всепоглощающей, и так до тех пор, пока вы не полюбите с такой силой, что любовная тоска затруднит все остальные действия, даже самые простые, поскольку вам будет казаться, что они мешают вам предаваться мечтам о любви. Это-то нам и нужно! Разрушить вашу мечту, а чувство направить на другой объект: тогда бесценный, невыразимый дар нежности, хранящийся в вашей душе, перенесется на другой объект, туда, где с помощью паукариума вы увидите его. Но предстанет вашему взору совсем не юная девушка, в которую, как вам кажется, вы без памяти влюблены — вместо нее увидите вы тот пейзаж, который ваш острый и утонченный вкус художника в конце концов избрал среди всех красот, что окружают мастерскую.
Итак, расположите напротив выбранного вами места стеклянный шарик; внутри его должна быть чистейшая прозрачная вода, чтобы вы видели пейзаж, в который так влюблены, отраженным в шарике. И только теперь, когда пейзаж этот отделен от окружающего мира и целиком отражается на поверхности шарика, словно вы созерцаете запечатленную на вашей сетчатке тайну, глаз ваш вполне может насладиться красотой этого места. Лучше всего предаваться подобным восторгам в ту минуту, когда последние лучи солнца ласкают землю. Для этого вы должны поставить позади стеклянного шарика в шеренгу — один за другим — ваши пять паукариумов.
Тогда перед вашими глазами окажутся пять последовательно расположенных паутин, глядя через которые вы увидите, как переливаются на поверхности стеклянного шарика лучи заходящего солнца, играя и переливаясь всеми цветами радуги. Зрелище это приведет вас в неописуемое волнение, причину которого вы затруднитесь объяснить. Смотрите так долго-долго, то отстраняясь, то приникая почти вплотную к паукариумам; и в переливе красок начнет постепенно проступать ваш любимый пейзаж, окрашенный в рубиново-красные тона, переходящие — по мере того как солнце скрывается за горизонтом — в более темный цвет сока спелой вишни. Вы почувствуете, как вас обступают мягкие весенние сумерки, как они обволакивают вас, легко касаясь вашей головы..."

Рисовать обнаженную модель лучше всего будучи самому обнаженным:)

"Советую вам, овладев искусством рисунка, всегда работать обнаженным, чтобы ощущать абрис собственного тела и собственное величие, когда вы стоите босиком на полу, — ведь человек, умеющий рисовать и способный углем изобразить все, что пожелает, чувствует себя равным богу, а подобные ощущения лучше переживать в обнаженном виде."

Очень много в книге рассказано о красках, которые лучше не использовать в живописи, и о тех красках, которые художник предпочитает и искренне рекомендует, о материалах и маслах, раскрывает секреты своей техники. Самый главные секрет открыт в самом конце книги:

"...Последний и главный магический секрет этой книги состоит в том, что, когда вы садитесь перед мольбертом и начинаете писать картину, совершенно необходимо, чтобы рукой вашей водил ангел."
____________________________________________________________________________
P.S. Меня нельзя назвать ярой поклонницей творчества Сальвадора Дали, но выставка, на которой я была всего однажды лет шесть назад, меня впечатлила:) Больше всего мне нравится его неуемная фантазия и креативность, и то, что картины были прежде всего созданы его воображением во снах, а только потом в реальности. А еще помню, как я долго рассматривала его крохотные рисунки, выполненные кончиком иглы, такие тоооненькие  линии...

12 комментариев:

  1. Ответы
    1. Возможно) мне было забавно это читать

      Удалить
  2. Замечательно, гениальный бред:) А про русских художников-очень интересное объяснение...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Именно бред, во время чтения все время меня не покидала мысль, как можно такое придумать)

      Удалить
  3. Это "сумасшествие", и что-то в этом есть.
    Почти то же самое я подумала, когда вышла из музея Дали. Все эти инсталляции и картины производят грандиозное впечатление, особенно когда они собраны в одном месте. Тонны сумасшедшей гениальности на квадратный метр :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Производят впечатление, согласна. Вообще такие вещи нужно смотреть вживую, а не по книгам.

      Удалить
  4. Сегодня Дали назвали бы обыкновенным фриком, но он гений, с этим не поспоришь...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насчет того, что он фрик - не соглашусь. А что понимать под словом "сегодня"? он умер всего лишь в 1989 году

      Удалить
  5. Hello, congratulations on your blog!
    If you can visit this blog:
    http://morgannascimento.blogspot.com.br/
    Thank you for your attention

    ОтветитьУдалить