Джон Фаулз "Волхв"




Как приятно открывать для себя нового писателя, приятно обнаруживать совершенно новые книги, которые завораживают и впечатляют. Таким было мое недавнее "знакомство" с Фаулзом. И как я раньше до него не дошла? Впрочем, приятно осознавать, что много еще книг этого автора, которые я не читала, и я предвкушаю уже приятные минуты чтения, которые мне предстоят.

Ожидания мои были иными, я думала, что Волхв - это лесной волшебник, а сама книга в стиле фэнтези, и сильно ошиблась! К счастью. Книга намного глубже и интереснее, чем это может показаться, пока ее не откроешь.
Честно говоря, я так и не поняла до конца, кто все-таки на самом деле этот "волхв". Правильнее было бы назвать его магом, как и называл его сам Фаулз. The magus. "Маг" - так называется одна из карт Таро, на ней изображен волшебник, у ног которого цветут лилии и розы. Это символ творчества и могущества. Это личность, ощущающая связь времен, и в полной мере осознающая свое Я. Это карта - символ свободы, когда человек начинает путешествие, дорогу в котором он волен выбирать сам. Маг из книги - мистер Конхис - неразлучен с девушками по имени Лилия и Роза. И они являются главными действующими лицами демонических сцен, умело разыгранных им. Главный герой оказывается вовлеченным в необычные и странные события. Поначалу кажется, что эти сцены - моменты, когда появляются призраки и видения. Но это иллюзия. Все вокруг оказывается иллюзией. Нельзя верить ничему, что происходит. Даже финальная сцена "спектакля" - ложь, а главная "сюжетная линия" в этом спектакле еще даже не начиналась.


Книга будто затягивает в мягкую цепкую паутину, трудно вырваться из нее, настолько она увлекательна! Язык очень хорош, многие сцены написаны так живо, что все представляется происходящим прямо сейчас. Честно скажу, множество аллюзий к Шекспиру и другим авторам поставило меня в тупик, я многое не поняла, так как с Шекспиром знакома очень поверхностно. В этом честно признаюсь! Но понравившиеся мне книги я, как правило, перечитываю, и думаю, еще пойму ускользнувший от меня смысл:)


Все действие происходит в Греции. А иллюстрациями к некоторым сценам прекрасно могли бы служить картины Франца фон Штука, Боннара и Гойи...


Отдельно хочу отметить, что очень нравятся мне книги о демонических красотках, которые буквально втягивают героя в водоворот неприятностей, очаровав его своей кажущейся нежностью и непорочностью. Сколько себя помню, я люблю таких героинь! На ум приходит Асайя из "Ангела западного окна"и булгаковская Маргарита, некоторые персонажи из русской классики и злодейки из некоторых фильмов :)  Но тут по сути Лилия - эта та же самая Асайя - воплощение Черной Исаис, богиня с головой кошки, если следовать тексту книги, это та же Изида, Астарта, Кали, воплощение той же самой богини. И в финальной "сцене" автор нам об этом прямо говорит. Эта параллель мне особенно кажется интересной:)

Книга погружает в мрачную атмосферу тоски, несбывшихся надежд и иллюзий. Мне кажется, такова и моя жизнь. Но если снова вспомнить о картах Таро, раз уж даже в названии книги  делает нам на них намеки Фаулз, то нужно вспомнить, что есть и такая карта - Колесо фортуны. Когда все смешалось, и мысли, и чувства, и события, и ты больше ничего не понимаешь, то не делай лишних движений, иначе снесет, стремись к центру колеса, к его единственной неподвижной точке, к своему собственному Я.

Несколько понравившихся цитат, которые мне захотелось выписать:

Не хочу больше жить. Давно не хочу. Мне хорошо только тут, на курсах, где я думаю о деле, или когда читаю, или в кино. Или в постели. Хорошо, только когда я забываю о себе. Когда есть лишь глаза, или уши, или кожа. За два-три последних года не помню ни одной счастливой минуты...
{мне показалось, что автор читает мои мысли... некоторые дальнейшие цитаты тоже будто обо мне}
***
Я знаю, что это такое, когда уезжают. Неделю умираешь, неделю просто больно, потом начинаешь забывать, а потом кажется, что ничего и не было, что было не с тобой, и вот ты плюешь на все. И говоришь себе: бинго, это жизнь, так уж она устроена. Так устроена эта глупая жизнь. Как будто не потеряла что-то навсегда.
***
Здесь так много пространства и молчания, так мало новых лиц, что сегодняшним днем не удовлетворяешься и ушедшее кажется в десятки раз ближе, чем есть на самом деле.
***
Нас призывает случай. Мы не способны призвать сами себя к чему бы то ни было.
***
Действительность не имеет большого значения. Даже осьминог предпочитает иллюзию.
***
Предоставлять свою судьбу случаю - все равно, что идти ко дну. Плывите!
***
Мы лежали на траве и целовались. Смейтесь-смейтесь! Да, всего лишь лежали и целовались. Сейчас вы, молодежь, делитесь друг с другом своими телами, забавляетесь ими, отдаетесь целиком, а нам это было недоступно. Но знайте: при этом вы жертвуете тайнами драгоценной робости. Вымирают не только редкие виды животных, но и редкие виды чувств. Мудрец не станет презирать людей прошлого за то, что те многого не умели; он станет презирать себя, ибо не умеет того, что умели они. 
***
Принимая себя такими, каковы мы есть, мы лишаемся надежды стать теми, какими должны быть.
***
Мы вступаем в эпоху безнравственности и вседозволенности, где самоудовлетворение вследствие роста заработной платы и расширения ассортимента доступных потребительских товаров в атмосфере ежеминутно ожидаемого апокалипсиса станет уделом если не всех и каждого, то подавляющего большинства. 
***
Я всегда считал, что уже через десять минут после знакомства мужчина и женщина понимают, хочется ли им переспать друг с другом...
***
Не женщина, а бумеранг. Бросаешь ее, а в следующую субботу она тут как тут и хлеба не просит.
***
Свобода - это сделать решительный выбор и стоять на своем до последнего.

P.S. Друзья, извините за сумбур) Очень интересно ваше мнение об этой книге, особенно тех, кому "Волхв" не понравился...
Спасибо, что дочитали)





Комментариев нет:

Отправить комментарий